«Благообразный Иосиф…»

Памятники лицевого шитья, выполненные в мастерской Акулины Петровны Бутурлиной,
из собрания Переславского музея-Заповедника

В Переславской коллекции лицевого шитья хранится пять памятников, выполненных в светличной мастерской жены сподвижника Петра I Ивана Ивановича Бутурлина Большого – боярыни Акулины Петровны Бутурлиной (в ряде источников Акулина Петровна записана как Аксинья и Ксения Петровна). Акулина Петровна была владелицей светлицы, работавшей на заказ, и довольно интенсивно. В различных музеях страны хранится 35 произведений этой мастерской. Последний из известных памятников датируется 1711 годом.

Тропарь «Погребения Христова» глас 2: «БЛГОWБРА[З]НЫ IWСИ[Ф] З ДРЕВА СНЕ[М] ПРЕЧ[С]ТОЕ ТЪЛО ТВОЕ ПЛАЩАНИЦЕЮ Ч[С]ТОЮ О[Б]ВИВЪ I БЛОГУХАНМ И ВО ГРОБЪ НОВЪ ЗАКРЫВ». Поется во время выноса Плащаницы на вечерне Великой Пятницы и на утрене Великой Субботы.

В собрании нашего музея - две плащаницы, выполненные для переславских монастырей в 1691 и 1698 годах.

Исторически плащаницы образовались из воздухов, и оба этих предмета долгое время не различались в названии и богослужебном использовании. Воздух входит в комплект литургических покровов. Комплект составляют три предмета

  • дискосный покровец (вариации: «Се Агнец», «Агнец на дискосе», «Агнец Божий»);
  • покровец на потир (вариации: «Знамение», «Воплощение»)
  • воздух - самый большой из них (вариации: «Положение во гроб», «Оплакивание», «Христос во гробе»). Воздух имеет два символических значения. Он олицетворяет «твердь со звездами» и имеет значение «погребального покрова – чистой плащаницы, которой объемлется тело и кровь Господня».

Со временем плащаница становится самостоятельным богослужебным предметом, символизируя погребальный покров – чистую плащаницу, «которой объемлется тело и кровь Господня». Существует несколько типов плащаниц: гимнографический, литургический и исторический.

Гимнографический тип отличается тем, что тело Христа как бы «висит» без опоры, его еще называют «одноличный». Литургический читается как «небесная литургия». В среднике плащаниц этого типа – тело Христа, около него Ангелы с рипидами в диаконских облачениях, а в углах Евангелисты, луна и солнце. Такой тип плащаниц больше известен нам как «Христос во гробе». Исторический тип – это многофигурная композиция, к нему относятся «Положение во гроб» и «Оплакивание».

Плащаница, датированная 1691 годом, относится к третьему, историческому типу. В нашем случае «Положение в гроб» непосредственно сопровождается сценой «Оплакивания», и оба этих момента составляют неделимое целое.

Плащаница «Положение во гроб», выполненная для переславского Троице-Данилова монастыря в 1691 году. Это один из наиболее значимых предметов в собрании лицевого шитья Переславского музея-заповедника. Памятник считается одним из самых ранних произведений светлицы Акулины Петровны Бутурлиной, дошедших до наших дней.

Плащаница "Положение во гроб". 1691г.

Кроме памятника 1691 года, в собрании музея находится плащаница «Положение во гроб», датированная 1698 годом, шитая для Никольского монастыря. На обеих плащаницах личное выполнено в технике аппликации с использованием шелка песочного цвета с нанесением черт лица коричневой нитью.

Плащаница "Положение во гроб". 1698г.

Помимо больших плащаниц в собрании Переславского музея-заповедника хранится комплект литургических покровов из Никольского монастыря: покровец «Знамение», «Агнец Божий» и воздух «Христос во гробе». Комплект выполнен в конце XVII в., о чем свидетельствуют особенности иконографии и шитья. Богатыми вкладчиками Никольского монастыря в этот период были Бутурлины, именно тогда Акулина Петровна вложила в Никольский монастырь большую плащаницу. Кроме того, предметы из нашего комплекта близки памятникам, выполненным в мастерской Акулины Петровны Бутурлиной и хранящимся в музее-заповеднике «Московский Кремль». Исходя из этого, можно сделать предположение, что покровцы и воздух из собрания Переславского музея также были изготовлены в мастерской Бутурлиной и могли быть вложены именно ею.

Воздух «Христос во гробе»
Имеет форму прямоугольника, средник выполнен из атласа красного цвета. По периметру кайма из зеленого атласа. По кайме серебряной вязью, полууставом вышиты тропарь, глас 2: «БЛГОWБРА[З]НЫ IWСИ[Ф] З ДРЕВА СНЕ[М]  ПРЕЧ[С]ТОЕ ТЪЛО ТВОЕ ПЛАЩАНИЦЕЮ Ч[С]ТОЮ О[Б]ВИВЪ I БЛОГУХАНМ И ВО ГРОБЪ НОВЪ ЗАКРЫВ ПОЛОЖИ»; кондак, глас 6: «БЕ[З]ДНУ ЗАКЛЮЧИВЫ МЕРТВ ЗРИ[Т]СЯ И [С]МРНО[Е] I ПЛАЩАНИЦЕЮ ОБВИВСЯ ВО ГРОБЪ ПОЛАГАЕТСЯ ЯКО С МЕРТНЫ БЕСМЕ[Р]ТНЫ ЖЕНЫ [ЖЕ] ПРИIДОША ПОМАЗАТИ ЕГО МИРО[М] ПЛАЧУЩИЯ ГОРКО I ВОПИ[Е]ЩИЯ СИ[Я] СУББОТА ЕСТ ПРЕБЛОГ[С]ЛОВЕ[Н]НАЯ ВНЕ ЖЕ ХР[С]ТОСЪ УСНУВ ВОСКР[С]НЕТ ТРИДНЕВЕ[Н]».

Воздух. "Положение во гроб". Конец XVII в.

Покровец «Агнец Божий»

На кайме фрагмент пророческого текста Ис. 53, 7-8: «ЯКО АГНЕЦЪ НА ЗАКОЛЕНИЕ ВЕДЕСЯ ЯКО АГНЕЦЪ НЕПОРОЧЕНЪ ПРЯМО СТРИГУЩЕГО БЕЗГЛАСЕНЪ ТАКО НЕ ОТВЕРЗАЕТ СУТЬ СВОИХ ВО СМИРЕНИI С».

Покровец "Агнец Божий". Вторая половина XVII в.

Покровец « Богоматерь Знамение»

На кайме тропарь: «ЯКО НЕОБОРИМУ О СТЪНУ IСТОЧI И КЪ ЧОДЕ СТЯЖАВШИ ТЯ РАБИ ТВОИ Б[Д]ЦЕ ПРЕЧ[С]ТАЯ СОПРОТИВНЫХ WПОЛЧЕНИЕ НИ[З]ЛАГАЕМ ТЕМЪ ЖЕ МОЛИМ ТЯ МИРЪ ГРАДУ ТВОЕМУ ДАРI И ДУША МЪНЯЩИМЪ ВЕЛИ О МЛ[СТЬ]».

Покровец "Богоматерь Знамение". Вторая половина XVII в.

152024, г.Переславль-Залесский, Ярославская обл., Музейный переулок, дом 4

тел. 8 (48535) 3-81-00, бесплатный номер 8-800-201-8636
E-mail: museum@pereslavl.ru

Музей в социальных сетях

vkfacebooktwitter  ok youtube

  @2014. Переславль-Залесский музей заповедник. Копирование любой информации только с разрешения музея.