К вопросу об атрибуции портрета неизвестной молодой женщины из собрания Переславского музея-заповедника

Артикул:

ISBN:

Издательство: Статья опубликована в сборнике докладов конференции «Русская усадьба XVIII-начала XXI вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации» (пос. Карабиха)

Год издания: 2012

Описание издания:

Статья опубликована в сборнике докладов конференции «Русская усадьба XVIII-начала XXI вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации» (пос. Карабиха):

Мазурок О.И. К вопросу об атрибуции портрета неизвестной молодой женщины из собрания Переславского музея-заповедника // Русская усадьба XVIII-начала XXI вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: материалы научной конференции. – Ярославль, 2012. – С. 67-72

 

 

О.И. Мазурок

(Переславский музей-заповедник)

 

К вопросу об атрибуции портрета неизвестной молодой женщины

из собрания Переславского музея-заповедника

 

Среди графических работ, поступивших из имения дворян Самсоновых в селе Бектышево Переславского уезда, – портрет неизвестной молодой женщины работы неизвестного художника[1]. Портрет выполнен углем на листе бумаги большого формата (760х545 мм). В правом нижнем углу указаны дата и место написания портрета: «11 Апр<еля> / 1865 г. / Гуслищи». На обороте – набросок к портрету той же молодой женщины.

Законченное произведение, по нашему мнению, следует считать портретом Елизаветы Евгеньевны Волковой (по второму мужу Вагановой), дочери переславских помещиков Евгения Петровича и Надежды Федоровны Самсоновых. Предположение основано на визуальном сравнении и явном сходстве изображенной с миниатюрным портретом Елизаветы Самсоновой в детстве[2] и поздними фотопортретами, на которых она запечатлена в зрелом возрасте.

Елизавета родилась в 1840 г. и была вторым ребенком в семье после брата Петра. Детство и юность провела вместе с семьей в Петербурге и Брест-Литовске. В 1863 г. вышла замуж за псковского помещика Николая Степановича Волкова .

Правнук Николая Степановича – Николай Владимирович Волков-Муромцев – в своих воспоминаниях писал: «Мой пра-пра-прадед Николай Степанович Волков был женат на Грибоедовой. Прапрадед Степан Николаевич Волков был женат на Муромцевой. Его сын Николай Степанович (муж Елизаветы – О.М.) женился на Наталии Дмитриевой-Мамоновой. <…> Жена его умерла в 1865 году. У него было три сына, средний из которых - мой дед, Александр <…> влюбился в девицу Самсонову, единственную дочь очень богатого черниговского помещика. Он повез ее на бал в Дворянское собрание во Пскове, и она тут же влюбилась в его отца. Они женились и, несмотря на то, что прадеду было тогда 64 года, а ей 18, были очень счастливы. Она родила ему сына Евгения»[3].

Николай Владимирович в своей книге допустил несколько ошибок: отец Елизаветы – Евгений Петрович Самсонов был помещиком Владимирской губернии; к моменту свадьбы Елизавете было 23 года, Николаю Степановичу – 52. От первого брака у Н.С. Волкова было трое сыновей: Степан, Александр и Константин. Елизавета познакомилась со всеми уже после свадьбы.

Средний сын Александр, ученый химик и агроном, впоследствии стал известным художником: работал под псевдонимом Руссов. Большую часть жизни он провел за границей и умер в Венеции. Излюбленной техникой А.Н. Волкова была акварель.

Н.В. Волков-Муромцев писал, что он (Александр) унаследовал талант своего отца. Действительно, биографические словари характеризуют Николая Степановича, как портретного рисовальщика. Известен портрет композитора М.И. Глинки работы Н.С. Волкова. С 1853 по 1860 гг. Николай Степанович служил в должности директора Академии изящных искусств в Варшаве[4].

Таким образом, авторство женского портрета из переславской коллекции может принадлежать кому-то из семьи Волковых, и в первую очередь, самому Николаю Степановичу. На эту версию указывает место написания портрета (Гуслищи – имение Н.С. Волкова в Псковской губернии[5]), а также такой милый шутливый факт, как стилизованное сердце, пронзенное стрелой, изображенное с оборотной стороны – на наброске портрета.

К мужу Елизавета относилась с нескрываемым обожанием. Брак был счастливым. Письма Елизаветы Евгеньевны к родителям и брату, всегда обстоятельные и веселые, рисуют образ этой женщины – обаятельной, жизнерадостной и неугомонной. Николай Степанович, очевидно, несмотря на возраст, полностью соответствовал ее темпераменту.

Из письма к брату: «Ах, милый Петя, это что за золотой человек, какое сердце, какой ум! Оно, знаешь, смешно, когда после года и двух месяцев свадьбы начинаешь или лучше сказать продолжаешь распространяться на счет качеств своего мужа! Но я просто без ума люблю, и не могу не считать себя необыкновенно счастливой!»[6]

В 1864 г. у Волковых родился сын Евгений, впоследствии – генерал–лейтенант, Черноморский губернатор, последний управляющий кабинетом ЕИВ. Еще один сын, Владимир, умер во младенчестве[7].

Местом жительства Волковы выбрали Псковскую губернию. Зиму жили в губернском городе, а летом выезжали в деревню, навещая Гуслищи и Елизаветино.

Имение Елизаветино принадлежало Надежде Федоровне Самсоновой и ее брату Федору Федоровичу Львову. Материнская часть досталась Елизавете Евгеньевне в приданое, а часть, принадлежавшая дяде, была выкуплена Н.С. Волковым[8]. Таким образом, имение поступило в ее полное распоряжение, и она всерьез намеревалась там обустроиться.

Николай Степанович внешне был согласен с супругой, но в глубине души, очевидно, противился возможности осесть в деревне. Он предпочитал жить за границей, куда Волковы в течение своей совместной жизни выезжали неоднократно. Даже Надежда Федоровна, искренне уважавшая зятя, писала о нем так: «<…> он отличный человек <…> меня только ужасно сердит его страсть к заграничной жизни»[9].

Елизавета Евгеньевна также имела способности к рисованию. Во время пребывания с мужем во Франции она брала уроки живописи[10]. В России в своем творчестве обращалась к религиозной тематике. В частности в позднем письме к матери (1893 г.) она сообщала, что будет писать образ Святого Александра Невского для церкви в Массандре[11].

Н.С. Волков умер в конце 1869 г. в Берлине и был похоронен в Москве. Семейная трагедия сильно подорвала душевные силы молодой женщины, и родные беспокоились за ее здоровье. Однако со временем природный оптимизм взял верх. Ум и живость характера Елизаветы привлекли внимание закоренелого холостяка Николая Александровича Ваганова. Он стал ее вторым мужем.

Николай Александрович отличился на поприще земской службы. Был организатором одного из первых в России пожарных обществ[12]. Служил чиновником особых поручений при Министре Императорского двора и уделов.

Примерно в 1887 г. у Вагановых родился сын Александр. В детстве он был очень болезненным, и мать часто вывозила его за границу или в Крым, где они проводили целые сезоны.

Елизавета Евгеньевна была деятельной женщиной, занималась значимой и полезной работой, направленной на искоренение или хотя бы улучшение социальных недостатков общества. Например, она участвовала в работе в Московского всероссийского съезда работников российских исправительных заведений (съезды собирались по инициативе Константина Васильевича Рукавишникова). Е.Е. Ваганова была единственной женщиной среди тридцати представителей различных уголков страны – явление исключительное и удивительное по тем временам (на заседания она ходила в сопровождении отца). Елизавета Евгеньевна представляла Санкт-Петербург и выступала с докладом о введении в России института патронатства над вышедшими из тюрем[13].

В Санкт–Петербурге Е.Е. Ваганова возглавляла т.н. «Убежище» для малолетних преступников. В письме к брату она писала: «В течение 8 лет, что я вела Убежище, чрез наши руки прошло 1572 чел. ребят, а рецидив был: 67 чел. Теперь многие мои бывшие мальчишки открыли свои мастерские и уже теперь берут наше новое поколение ребят в ученики, с полным сознанием, что их спасти можно, если взяться умеючи, так как мы делали: с любовью и ласкою»[14].

В конце XIX ст. Елизавета Евгеньевна основала в своем имении Елизаветино первое в России детское экологическое общество «Майский Союз». Официальная цель организации – предотвращение жестокого обращения с животными и растениями. Один раз в год для союзников устраивался праздник. В Елизаветино собиралось многолюдное общество. Священник служил молебен, по окончании которого детей угощали обедом, дарили подарки, устраивали представление и игры. Вот описание Е.Е. Вагановой праздника, произошедшего в 1900 г.: «Членов больше 400 человек (415) и всех надо было накормить и наделить гостинцами. Володя Назимов сделал несколько снимков <…> Потом все направились обедать, усевшись за столы, накрытые вдоль длинного нашего амбара. Ели дети на славу. Они поглотили 9 пудов хлеба, 24 ведра супа со снетками, картофелем, крупой и пр., и 4 котла громадных каши. Мешки с гостинцами были в виде украшения повешены вдоль карниза амбара и после обеда розданы всем членам. Выпито было после обеда две бочки воды <…> Украшенные зеленью и флагами качели работали без перерыва. Скакали в мешках большие мальчики, маленькие с повязанными глазами разбивали палками цветные бумажные шары с призами, словом одно следовало за другим, и было до крайности весело всем» [15].

Невзирая на безобидность «майского» движения, Е.Е. Вагановой пришлось столкнуться с откровенным неприятием своих начинаний. Устав союза упорно не желали принимать (чиновников смущало слово «Майский»: в начале века оно приобрело революционную окраску). Елизавета Евгеньевна разгневанно писала брату: «Против нашего Устава в Министерстве Народного просвещения целый поход, против которого мне еще немало придется побороться. А между тем, в 5 губерниях в России устроились Майские Союзы, уже давно действуют (мне присылают отчеты) и умоляют прислать скорее Устав <…> А потом упрекают нас, что мы в России живем, ничего не делаем, только в карты играем и скучаем всюду. Есть ли возможность у нас, что-либо делать»[16].

В 1903 г. Е.Е. Ваганова написала графу Адлербергу официальную просьбу о ходатайстве перед Министром Внутренних дел об изменении названия «Майский Союз» на «Елизаветинский детский союз «Ласточка»[17].

Со временем Елизавета Евгеньевна стала рачительной хозяйкой: с большим пониманием вела сельские дела в имении. Большую помощь ей оказывал муж. Елизавету Евгеньевну искренне огорчало, что из-за службы он не мог уделять сельскому хозяйству достаточного внимания, т.к. это дело Н.А. Ваганов по-настоящему любил и понимал.

К сожалению, о последних годах жизни Елизаветы Евгеньевны пока ничего не известно. Николай Александрович Ваганов умер еще в 1899 г. Сын Александр погиб в 1918 г. Согласно данным Псковского общества охраны памятников, усадебный комплекс в Елизаветино не сохранился.

В 2011 г. музеем этнографии и родиноведения «Чирская крыница» (Псковская область) был воссоздан Майский союз юных экологов «Ласточка», носящий ныне имя его основательницы, Елизаветы Евгеньевны Вагановой.

В заключении особо хотелось бы отметить, что Елизавета Евгеньевна Ваганова, благодаря своему творческому и деловому потенциалу, заслужила почетное место в когорте лучших представителей общества своего времени, а значит, ее судьба не может не вызывать интереса.

Атрибуция портрета позволяет нам воссоздать еще один фрагмент в истории усадьбы Бектышево Переславского уезда, уточнить подробности судьбы дочери Самсоновых.

 

[1]Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Фонд Графика. № 895 (Далее – ПЗМ-895)

[2] ПЗМ-705

[3] Волков-Муромцев, Н.В. Юность: От Вязьмы до Феодосии. – Paris: YMCA-Press, 1983. [Электронный ресурс сайта Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова]. URL: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=book&num=629

[4] Бертеле, Маттео. Александр Волков-Муромцев. [Электронный ресурс сайта «Русские в Италии»]. URL: http://www.russinitalia.it/dettaglio.php?id=256

[5] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 92. Л. 451 об.

[6] ГАЯО. Ф. 1208. Оп.2. Ед. хр. 92. Л. 448

[7] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 92. Л. 636

[8] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 92. Л. 642

[9] ГАЯО. Ф. 1208. Оп.2. Ед. хр. 92. Л. 471

[10] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 92. Л. 582 об.

[11] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 84. Л. 512 об.

[12] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 84. Л. 583

[13] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 92. Л. 250 об.-251

[14] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 95. Л.7

[15] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 89. Л. 15-15 об.

[16] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 89. Л. 17

[17] ГАЯО. Ф. 1208. Оп. 2. Ед. хр. 89. Л. 6.

Аудитория: Взрослые

Другие издания

 

 

152024, г.Переславль-Залесский, Ярославская обл., Музейный переулок, дом 4. Заказ экскурсий: +7(48535)2-31-24 8-800-201-8636 Почта: visit@museumpereslavl.ru

тел. 8 (48535) 3-81-00, бесплатный номер 8-800-201-8636
E-mail: museum@pereslavl.ru

Музей в социальных сетях

vk ok

  @2014. Переславский музей заповедник. Копирование любой информации только с разрешения музея.